|
Образовательная политика |
|
7–16 |
Мы начинаем публикацию доклада «Тенденции, формирующие систему образования», подготовленного специалистами ОЭСР. Сегодня вашему вниманию будет представлена первая глава. ОЭСР — Организация экономического сотрудничества и развития, объединяющая 30 стран, является прежде всего форумом, в рамках которого правительства стран-членов имеют возможность обсуждать, разрабатывать и совершенствовать экономическую и социальную политику по широкому спектру направлений. Эти дискуссии представляют уникальный шанс для обмена мыслями и мнениями по перспективам, стоящим перед странами, находящимися в схожих условиях. Мы полагаем, что представленный информационно-аналитический обзор будет интересен всем, кто сегодня активно задействован в сфере российского образования. СОДЕРЖАНИЕ Глава 1. Старение общества в странах ОЭСР 1.1. Сокращение численности детей 1.2. Увеличение продолжительности жизни 1.3. Изменение возрастной структуры населения Глава 2. Глобальные вызовы 2.1. Наша перенаселенная планета 2.2. Разрыв между благосостоянием и бедностью во всем мире 2.3. Мобильность населения 2.4. Глобальные вызовы в сфере экологии Глава 3. На пути создания нового экономического пространства 3.1. Глобальная экономика 3.2. Наукоемкая экономика услуг Глава 4. Изменения продолжительности времени работы и структуры занятости населения 4.1. Стала ли работа меньше доминировать в жизни людей? 4.2. Становятся ли связи с рынком занятости менее надежными и прочными? 4.3. Женщины на рынке занятости Глава 5. Образованное общество 5.1. Образовательная подготовка 5.2. Увеличение инвестиций в образование 5.3. Глобальные модели образования — неравенство и потоки учащихся Глава 6. ИКТ: следующее поколение 6.1. Цифровая революция 6.2. Расширение всемирной информационной паутины 6.3. Что впереди? web 2.0? Глава 7. Граждане и государство 7.1. Изменение форм участия в политической жизни 7.2. Роль государства всеобщего благосостояния. Сокращение государственного аппарата? Глава 8. Социальные связи и ценности 8.1. Изменение структуры семьи 8.2. Происходит ли ослабление социальных взаимосвязей? 8.3. Эволюция ценностей Глава 9. Устойчивое благополучие? 9.1. Повышения уровня благосостояния и энергопотребления 9.2. Усиление неравенства 9.3. Образ жизни с риском для здоровья
| |
Теоретические и прикладные исследования |
|
17–30 |
Данная статья основывается на материалах книги «Реальность образования. От исследовательской метафоры до интерпретации данных», которая готовится в настоящий момент к публикации нашим исследовательским коллективом. Мы искренне надеемся, что читатель найдет высказанные здесь соображения, касающиеся природы интерпретации социологических данных, не столько догматичными или провокационными, сколько дискуссионными. * Виктор Вахштайн включен Минюстом в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента.
| |
|
31–55 |
Характерными особенностями современных динамично изменяющихся обществ признаны неопределенность и риск. Они проникают в механизмы социального развития и становятся неотъемлемой частью социальной реальности. Как объективное условие жизни и деятельности риск особенно актуален в среде молодежи, и поиск способов его регуляции становится настоятельной необходимостью. В статье рассматриваются механизмы возникновения неопределенности и риска в социальном развитии молодежи, выявляются изменения в уровне средовых и деятельностных рисков, обсуждаются пути их регуляции. На примере образования как важнейшей составляющей социального развития молодежи показаны происходящие в настоящее время изменения институциональной регуляции риска и его саморегуляции. Особое внимание уделено отношению молодежи к национальному проекту «Образование» как способу институционального снижения риска и средствам неинституционального регулирования с использованием механизмов социальной стратификации, социальной организации и социокультурных способов индивидуальной саморегуляции. Социологические механизмы управления риском рассматриваются с позиций нелинейности социальных изменений в современном обществе и в образовании как его части. На основе представительных социологических исследований, проводимых Отделом социологии молодежи ИСПИ РАН, делаются выводы о неоднозначном характере их проявления в российской системе образования.
| |
|
56–80 |
Представлены результаты вторичного многомерного анализа данных исследования PIRLS-2006 по российской выборке. В первой части статьи обсуждается связь отдельных характеристик школы и семьи с достижениями в PIRLS. В частности, показана неравномерная пятилетняя динамика достижений у детей из разных социально-демографических групп. Выявляются условия, опосредующие влияние школьных ресурсов на успешность в чтении. Определяются варианты оптимальных сочетаний заданий для чтения и заданий на понимание текстов. Во второй части статьи излагаются процедура и результаты регрессионного анализа ключевых переменных, относящихся к школьным и домашним образовательным условиям. Сделан вывод о неравновесном вкладе семейных и школьных факторов в достижения ребенка в чтении. Установлены факторы, оказывающие негативное воздействие на грамотность чтения. Обсуждаются альтернативные интерпретации полученных результатов. Обосновывается желательность вторичного анализа данных международных исследований.
| |
Практика |
|
81–95 |
Данные многочисленных международных исследований неопровержимо свидетельствуют о том, что успехи в развитии образования той или иной страны более всего зависят от качества педагогических кадров и эффективности кадровой политики. В России, к сожалению, этому фактору уделяется недостаточно внимания: система педагогического образования и повышения квалификации и нерезультативна, и некачественна, она нуждается в коренном и многоаспектном реформировании. Статья посвящена анализу рекомендаций, разработанных в результате международных исследований последних лет в области повышения эффективности отбора и подготовки педагогических кадров, закрепления и сохранения в школе наиболее эффективно работающих учителей. Обсуждается необходимость разработки стандарта результатов подготовки будущих педагогов, в качестве примера такого рода инструмента управления качеством рассматривается статус квалифицированного учителя, созданный в Великобритании около десяти лет назад и совсем недавно радикально переработанный. Особое внимание уделяется тем требованиям стандарта, которые пока почти не учитываются в подготовке учителей в России.
| |
|
96–110 |
В статье рассматривается общий подход к разработке системы показателей и целевых индикаторов эффективности и результативности предоставления образовательных услуг с учетом зарубежного опыта. Проанализированы более 80 показателей, собранных в 56 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях в семи субъектах Российской Федерации. Используя целевые индикаторы и показатели предоставления образовательных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья, можно контролировать эффективность бюджетных расходов в осуществлении образовательной политики города, района, региона. Это позволит своевременно обнаруживать слабые места в финансировании стандартной образовательной услуги, контролировать уровень доступности качественного образования, соблюдение социальной справедливости. Применение системы показателей и целевых индикаторов способствует оптимизации расходов на коррекционное образование и эффективному распределению ограниченных бюджетных ресурсов.
| |
Дискуссия |
|
111–127 |
Сравнение систем высшего образования в США, Западной Европе, Китае и в современной России приводит к выводу о необходимости безотлагательных реформ отечественных университетов. На основании известной теории низкокачественных благ автор делает заключение, что значительный сегмент российских вузов представляет собой либо производителей сомнительных по своему качеству услуг, либо откровенных мздоимцев, торгующих дипломами без всякого образования. В статье прослеживаются следствия описанной ситуации, как для рынка труда, так и для самой системы образования.
| |
Статистика и социология образования |
|
128–179 |
Данная публикация — сокращенный вариант главы из аналитического сопоставительного доклада, который издан в ноябре 2008 г. В нем на базе материалов, приведенных в ежегодных докладах «Education at a Glance» (ОЭСР) и «Education Counts» (ЮНЕСКО), а также некоторых других данных, публикуемых международными организациями, проводится сравнение образовательной системы России с национальными системами образования 47 стран мира. Сопоставляются масштабы образовательных систем, организация, условия функционирования и финансирования образовательного процесса. Предлагаемая читателю глава посвящена только одной группе показателей — характеризующих масштабы и структуру участия населения в образовании. В приложении даны таблицы с обсуждаемыми в тексте индикаторами по всем странам и сводными показателями по группам стран. Страны в таблицах приведены в порядке убывания ВВП.
| |
|
180–216 |
В статье излагаются общие принципы, которые легли в основу разработанной автором программы по изучению особенностей политической социализации в старшем школьном возрасте. Эта программа была начата в 1996 г., результаты исследования опубликованы в монографии «Старшеклассник в мире политики» (1997). Основная установка программы — не просто посмотреть на мир современной российской политики глазами подростка, а попытаться с его помощью прояснить реальные противоречия и напряжения политической жизни России. За этим стоит понимание особой культурологической значимости и особого статуса подростничества, незаменимости этой позиции в общем культурном процессе. Более того, автор полагает, что мнение подростка отражает социокультурные напряжения порой рельефнее и точнее, чем суждения взрослых. Второй крупный опрос, проведенный в рамках данной программы, был осуществлен почти десять лет спустя, в 2005 г. Сопоставлению ответов подростков двух разных поколений на вопросы, касающиеся различных аспектов российской политики, посвящена завершающая часть данной статьи. При этом автор ставит своей целью выявить именно те ценностные сдвиги, которые определяют траекторию изменения представлений подростков о сфере политики.
| |
Из истории образования |
|
217–237 |
В отечественной историкопедагогической литературе значительное распространение получила точка зрения, в соответствии с которой начало формирования педагогической терминологии в России относится к XVIII в. Между тем, на основании разнообразных источников XI–XIV вв. можно судить о широком использовании уже в этот период в литературе и педагогической практике таких понятий, как «воспитание», «образование», «учение», «учитель» и пр. Ко второй половине XVII в. относится утверждение терминов «урок» и «класс», появление которых обычно связывают с реформами образования, проведенными Екатериной II в конце XVIII в. В предлагаемой статье на архивном и опубликованном историческом материале показано становление основных педагогических понятий в России в XI–XVII вв.
| |
|
238–255 |
| |
|
253–255 |
Комментарий к статье Э.Д. Днепрова "Кризис общего среднего образования в конце XIX в. (по материалам Особого совещания по делам дворянского сословия)".
| |
|
256–281 |
Минуло сорок лет после социальных потрясений, носивших межгосударственный и транснациональный характер, заложивших основы новой культуры и изменивших систему образования в мире. Международный дневник студенческих протестов, календарная роспись событий 1968 г. помогает восстановить целостную картину превращения университетских аудиторий в политическую сцену, на которой формировались процессы, актуальные по сей день. (Материал подготовлен Е.Н. Пенской)
| |
Книжные обзоры и рецензии |
|
282–292 |
| |
|
294–307 |
Данный материал представляет собой одну из первых попыток целостного сравнительного изучения сектора так называемой молодежной прессы. В задачу микроисследования входило составление досье основных медиапроектов, анализ их идеологии, языка, аудитории, а также сравнение двух непересекающихся миров — столичной и региональной прессы.
| |
Письма в редакцию |
|
308–314 |
| |